Экс-директор особых направлений Telegram о перспективе запуска TON
Группа независимых разработчиков TON Community Foundation анонсировала возможный запуск Telegram Open Network на базе стартапа TON Labs.
Экс-техдиректор «ВКонтакте» и экс-директор особых направлений Telegram Антон Розенберг рассказал нашему изданию о перспективах данной инициативы.
По его словам, подобный вариант запуска TON сторонними разработчиками обсуждался с момента подачи SEC иска в суд:
«Технически, подобное может сделать кто угодно, надо просто сделать форк существующей тестовой сети со своими начальными блоками»
Однако, он отметил следующие проблемы:
Во-первых, существующая сеть до сих пор нестабильна. Например, на этой неделе в ночь с понедельника на вторник она лежала много часов подряд. Требуется поддержка и продолжение разработки. Причём исходники от команды Telegram, к сожалению, таковы, что поддерживать их вряд ли сможет кто-то, кроме их авторов, которых всего четверо, и они работают в Telegram. Если они будут продолжать заниматься разработкой, это может вызвать вопросы у американского суда. Есть альтернативный код от команды TON Labs, но они тоже не чужие мененджменту Telegram люди. Кроме того, их код закрытый, так что судить о нём пока сложно. Но даже они занимались реверс-инженирингом, что, как известно, не самый эффективный способ разработки сложных систем, требующих, к тому же, полной совместимости на уровне протоколов с оригиналом. И ещё там работает куда больше разработчиков, будет ли кто-то продолжать их финансировать — тоже вопрос. В любом случае, идея взять чей-то чужой сложный проект и попытаться развивать его так или иначе самостоятельно кажется мне не самой простой в реализации.
Во-вторых, думаю, у этого проекта на данный момент нет ни финансовой модели, ни планов и соглашений по интеграции в Telegram, ни соглашений со сторонними биржами, ни представления о том, как популяризовать свою сеть и привлекать пользователей. В общем, полный набор всех тех проблем, из-за которых я не верил в успех TON ещё до суда с SEC, никуда не делся, но к нему дополнительно прибавляются новые, связанные с исключением из Telegram Open Network собственно Telegram.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное. Деньги инвесторов. Начиная с того, что их списка нет, так что это как в Простоквашино: «Ты за ним ещё пол дня бегать будешь! Чтобы фотографию отдать!» То есть сначала надо найти как можно больше инвесторов, чтобы получить от них как минимум адреса кошельков, но выдать им токены в новой сети без денег как-то не очень логично. Тогда надо предлагать им забрать деньги у Дурова и отдать их TON Community Foundation, но в этом случае можно с тем же успехом искать новых инвесторов. Только сейчас и ситуация на рынке иная из-за коронавируса, и криптовалютный рынок в другом положении, нежели в начале 2018 года, и у нового проекта вместо репутации Дурова и Telegram и ажиотажного спроса, будут карма и риски от суда с SEC. Сомневаюсь, что удастся собрать даже на порядок меньшую сумму.
Отдельно Антон Розенберг коснулся проблемы цены токенов Gram на разных этапах ICO и экспоненциального роста их цены, заложенного в White Paper TON.
Так на первом раунде ICO число токенов рассчитывалось по формуле:
n = 10^9 * ln(1+8.5) = 2 251 291 799 (~2.25 млрд. токенов), а цена за токен в договорах, таким образом, составила $850000000÷2251291799 = $0.37756101 с последующим повышением для инвесторов второго раунда.
Другими словами, инвесторы разных этапов ICO могут потребовать перерасчета средней цены токенов.
«Предложат ли инвесторам первого и второго раунда аналогичные отличающиеся почти в 4 раза цены за новые токены?»
Бывший экс-директор особых направлений Telegram добавил, что Павел Дуров пока не объявлял о прекращении борьбы и сворачивании собственных планов.
По его словам, если проект альтернативного запуска TON Labs произойдёт с согласия Павла Дурова, а тем более при поддержке его инвесторов или разработчиков, то это может быть расценено, как попытка намеренно обмануть американское правосудие:
«Будь я инвестором, я бы, пожалуй, в такое не вписался. Ещё интересно будет посмотреть, смогут ли члены TON Community Foundation вообще договориться между собой»
Антон Розенберг заметил, что обычно на старте таких проектов нужен один лидер с последующей трансформацией в сообщество:
«У меня в целом ко всему проекту TON с самого начала было одно и то же отношение: интересно посмотреть, чем кончится дело. И ждать в любом случае осталось не очень долго»
Напомним, что ранее судья поддержал требование комиссии США по ценным бумагам и рынкам (SEC) запретить выпуск токенов Gram от компании Telegram Group Inc.
Также регулятор опубликовал показания бывшего инвестиционного советника Telegram Джона Хаймана.
Он сообщил, что в 2018 году Telegram продавал инвестиционные контракты на токены Gram не только инвесторам платформы TON, но и андеррайтерам, которые привлекались для распространения токенов.
Это заявление усилило позиции регулятора о том, что покупатели Gram рассчитывали использовать токен для спекуляций, а консультанты проекта знали о формировании вторичного рынка Gram.
Владимир Фролов: Я думаю, что талантливой молодёжи пора уже замахнуться на весь Земной шар
Бывший глава и акционер банка «Северная казна», доктор экономических наук Владимир Фролов рассказал нашему изданию о проекте Copernicus Gold, решении проблемы Коперника—Грешема, а также сложностях токенизации природных ресурсов в России.
Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, как вам пришла в голову идея создания Copernicus Gold?
Во время кризиса 1998 года. Когда Россия влетела в очередной финансовый кризис, то особый драматизм и острота ситуации были связаны со слабостью рубля по отношению к доллару. В то время я опубликовал в «Экономике и жизни» статью «Золотой против зелёного», где ратовал за то, чтобы Россия имела свою валюту, даже более сильную, чем доллар. И на эту роль напару с рублём я выбрал золото. Рубль для потребительского рынка, золото для сбережения граждан и как международная валюта. За сто лет золото подорожало в отношении доллара почти в сто раз, а с начала этого века в семь раз. К тому же Россия одна из мировых лидеров в добыче золота. Но для этого пришлось решить пятисотлетнюю проблему Коперника-Грешема — «плохие деньги скупают хорошие». [ред. Закон Коперника — Грешема: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие»].
Тему золота, будучи в Америке в декабре 2002 года, я в течение больше, чем трёх часов обсуждал с первым вице-президентом Сити банка. Очень полезный был для меня разговор. Отточил аргументацию в пользу этой идеи.
В отличие от большинства представителей блокчейн-тусовки, вы серьезный ученый, защитивший докторскую диссертацию еще во времена СССР. Какую концепцию математического моделирования вы применили на вашем проекте?
Именно решение проблемы Коперника—Грешема и потребовало от нашей команды профессиональных математических навыков.
Мы три профессора из Института математики и механики и наш технический директор построили математическую модель, программно реализовали её и получили за решение этой задачи патент в США. Это решение имело не только теоретическое, но и прикладное значение. Нам удалось построить роботизированный алгоритм управления ликвидностью финансовой организации.
У нас есть реальные основания по сложившейся сегодня аксиоматике отнести решение этой задачи к искусственному интеллекту. Алгоритм содержит процедуру обучения, оптимизирует работу большого числа локальных задач в мультивалютной системе, при этом имеющую общие ограничения по ликвидности для всех их вместе взятых. Кроме того, позволяет решить проблему Коперника—Грешема, стоявшую перед человечеством полтысячи лет и заменить интеллектуальную деятельность человека, управляющего в финансовой организации ликвидностью.
В конечном итоге мы сделали полностью безлюдную платёжную платформу — похоже, что единственные в мире, кому это удалось.
А как вы имплементировали эту концепцию на уровне блокчейна?
Мы использовали блокчейн Биткоина, как максимально заточенный на платёжные сервисы. Пришлось подгонять его под наши требования. Приватный, а не публичный, мультивалютный, более чем в сто раз ускорили его быстродействие. Но блокчейн, хотя и важная составляющая нашей платформы, но это всего лишь порядка 20% наших трудозатрат. Главные усилия пришлись на заворачивание блокчейна в сервисы: открытый API, автоматизированные идентификация клиента и финмониторинг, упоминавшаяся уже процедура управления ликвидностью. Фактически это полнофункциональный цифровой банк.
Многие предприниматели пытались строить свой бизнес в Азии и сталкивались с характерной спецификой Юго-Восточной Азии. Какой психологический портрет вашего клиента?
Работать в ЮВА непросто. Надо заслужить доверие рынка, а сделать это россиянам особенно в наше турбулентное время многократно сложнее.
Мы вышли не на розничный рынок, а как разработчики платформы. Так сложились обстоятельства, что нашим партнёром стала компания GoldSilver Central — один из старейших и крупнейших сингапурских дилеров драгметаллов. Вместе с ними мы создали совместное предприятие со значительной нашей долей в капитале и уже вышли на рынок.
Вадим Туманов, — 92-х летний золотопромышленник и предприниматель, организовавший массу крупных артелей по добыче золота в России, отмечает в своих мемуарах, что наша страна — это настоящая кладезь природных богатств: золота, алмазов, леса, газа, нефти. На ваш взгляд, что мешает внедрению современных технологий по токенизации природных ресурсов в РФ?
Неповоротливость нашей бюрократии. Её косность. Если в том же Сингапуре финтехстартапу можно получить лицензию за несколько недель причём без каких-либо требований к капиталу, то в России на это уйдут годы и потребуются миллионы долларов. Пока россияне героически преодолевают все эти препоны и преграды, мировая финансовая система уходит далеко вперёд.
И ещё надо вспомнить про НДС на золото. Почти все страны мира, включая наших партнёров по Евразэсу, НДС на золото отменили и уже достаточно давно.
Причиной тому послужило желание обелить рынок драгоценных металлов. Не секрет, что НДС толкает участников рынка на криминальные схемы. А в этом случае рынок имеет оборот фальшивого золота, появляются чёрные старатели, подпольные ювелирные производства.
Здесь уместно отметить, что по объёму продаж золота на душу населения Россия уступает таким странам как Германия, Индия и Китай почти в десять раз. Многим другим странам в разы.
Ещё аргумент. Качнулась экономика, тут же все люди бегут в банк за долларами. А их становится в финансовой системе России всё меньше и меньше. Да и те валютные средства, которые население хранит в банках, давно уже выданы нашим госкорпорациям в кредит. А в условиях дефицита валюты неизбежна волатильность рубля.
Золота в России достаточно много. Наша страны входит в пятёрку стран-лидеров по его добыче. Если в России появится развитый розничный рынок драгоценных металлов, то население будет покупать не четыре тонны в год как сейчас, а в десятки раз больше. В случае кризисных ситуаций золото станет мощным стабилизирующим инструментом для финансовой системы страны. Люди будут вкладывать деньги не в доллар и евро, а в золото.
Если же обеспечение электронных денег будет включать намного больше имущественных активов (нефть, газ, удобрения, широкую линейку драгоценных металлов, квт- час и др.), то это не только стабилизирует финансовую систему России, но и позволит минуя многочисленных посредников торговать этими товарами напрямую.
А как обстоят ваши дела по взаимодействию с регуляторами Сингапура?
Прекрасно. Регуляторы там работают на лидерство финансовой системы Сингапура, а не на соблюдение зачастую абсурдных требований регулирующих органов.
Какие глобальные планы на 5 лет вы ставите перед Copernicus Gold?
То, что проект уже состоялся, мы можем заявить с уверенностью. У нас не только стартовал проект в Сингапуре, но и в США в сфере энергетики. В качестве электронных денег используется киловатт – час. Проект Swytch X, работающий на нашей платформе, получил награду в США за лучший финтехстартап — «в знак признания экстраординарной демонстрации энергетического лидерства» в сфере энергетики. Нас наградил Нью-Йоркский совет потребителей энергии в октябре 2019 года. NYECC – это крупнейший и наиболее влиятельный представитель потребителей в энергетической отрасли.
Energy New York Awards
Что касается масштаба нашего проекта в целом, то именно сейчас мы находимся в точке выбора траектории нашего развития, и в ближайшие несколько месяцев сможем понять на что мы замахнёмся в ближайшие пять лет. Есть громадное желание реально стать глобальным проектом. Думаю, что основной точкой роста в ближайшие годы будет наше совместное предприятие с сингапурской компанией GoldSilver Central.
Очень хотелось бы реализовать проект цифрового банка с опцией торговли драгметаллами с Норникелем. Они уже давно пишут о желании реализовать такой проект, но из общения с их командой программистов у нас сложилось впечатление, что, разработать эффективную платформу для этой задачи им не удаётся. Наше предложение для них — это приблизительно то, что мы так удачно уже реализовали в Сингапуре.
С руководителями второго ряда Норникеля договориться не удалось, а до Владимира Потанина не дотянулись. Нет прямого выхода на него. В Сингапуре с этим намного проще. Выйти на значимую персону там нет никаких проблем.
В 1998 г. Вы стали председателем совета директоров банка «Северная казна», а 2008 года стало известно о том, что ОАО «Альфа-Банк» приобрело контрольный пакет акций банка. Формально, в этот момент вы ушли в свободное плавание. В какие проекты, помимо Copernicus Gold, вы сейчас инвестируете?
В молодые годы я прочитал интересную фразу, что если не хочешь, чтобы дети ждали твоей смерти, ожидая получения наследства, то всё раздай при жизни. Я так и сделал. Сейчас мои дети сами вкладывают деньги в проекты. А я занимаюсь этим проектом и все свои инвестиционные деньги вложил в него.
Что вы можете посоветовать молодым математикам и программистам, которые только начинают свой путь. На ваш взгляд, какая прикладная область самая перспективная в ближайшие годы?
К сожалению, науку в России практически разрушили. И я не могу предложить делать жизнь с меня, проработавшего 17 лет в Академии наук СССР. Это были мои самые счастливые годы и все мои самые близкие друзья родом из того прекрасного времени. Сейчас, я думаю, что талантливой молодёжи пора уже замахнуться на весь Земной шар. А главное найти ту команду, которая работает на высоком научном уровне.
Владимир Николаевич, а что вдохновляет вас каждый день, чтобы жить и быть в тренде основных технологических событий?
Привычка отчасти. Работа в Академии наук приучили к постоянному движению по инновационной траектории. Ну и желание жить интересно, быть в гуще инновационной экономики. А занятие спортом — к методичности, регулярности и преодолению лени.
Для долгой, счастливой и творческой жизни надо содержать тело в идеальной спортивной форме (в среднем уже в течение многих лет мой километраж 12 —13 км в день), не толстеть, не курить, правильно питаться и жить авантюрной жизнью со стрессами, интеллектуальными озарениями и сильными эмоциями. Ну и два – три раза в месяц бокал — другой хорошего вина в любезной моему сердцу компании.
Как говорит моя дочь — она врач, что если ляжешь в гамак, то через пару лет станешь полным дураком и будешь ко всем приставать с пересказом телевизионных передач.
Главное — это шагать в ногу со внуками. Грузить их и свои мозги интересными задачами, следить за спортивными успехами и чувствовать в них ровню себе. Черпать молодость из этой растущей поросли. Могучей, кипучей и энергичной.
Информационная справка:
1. Запуск платформы позволяет на порядок снизить издержки за счёт полной автоматизации работы платёжных сервисов. В платформу вмонтирована база знаний работы сингапурских брокеров на рынке.
2. В платформе реализованы средства для бесшовного подключения розничных продавцов драгметаллов, что позволяет быстро расширять экосистему обращения драгметаллов.
3. Платформа имеет открытый API, что позволяет привлекать сторонних разработчиков для развития сервисов, а также более гибко встраивать решения платформы в свои корпоративные системы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: